«Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин».
В. Рождественский
Эти поэтические строки относятся к неутомимому собирателю народного слова, русскому лексикографу Владимиру Ивановичу Далю, которому в 2016 году исполняется 215 лет со дня рождения. В этом же году исполнилось и 150 лет со дня выхода в свет четвертого тома «Толкового словаря живого великорусского языка», автором которого является Владимир Иванович.
К этим датам был приурочен лингвистический урок-словарь «На всех словах события печать», который был подготовлен библиографом модельной библиотеки для детей и юношества Юлией Николаевной Ивановой и проведен совместно с библиотекарем школы №1 Ириной Валерьевной Копыловой. На уроке в школьной библиотеке присутствовали учащиеся пятых классов.
То, что Владимир Иванович Даль является автором «Толкового словаря», знают многие ребята, но то, что он был еще и разносторонней личностью (побывал в свое время и моряком, и хирургом, и чиновником), они узнали впервые. На этом уроке многое для них было открытием. Например, то, что Владимир Иванович собрал за свою жизнь двести тысяч слов и, если их просто записать столбиком в тетрадь без пояснений, то понадобится четыреста пятьдесят ученических тетрадей в линейку.
С большим интересом ребята искали определение старинным словам в словаре Даля. Благодаря ему, они узнали, на что надеваются журабки, для чего нужны пычки, как стоять фертом и многое другое. Они даже попытались нарисовать арахни́ду, не зная еще значения этого слова (потом оказалось, что это разновидность паука).
На уроке пятиклассники вспоминали пословицы и поговорки, выполняя задание «Продолжи пословицу» и «Отгадай пословицу по парным словам». Ребята и не подозревали, что мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал в полном, неусеченном виде. Например, мы хорошо знаем и часто применяем в жизни такую пословицу, как: « Утро вечера мудренее», а на самом деле она звучит так: «Утро вечера мудренее, а трава зеленее».
Еще ребята отгадывали загадки, состязались в быстром произношении скороговорок.
Из всего сказанного и услышанного на уроке, ученики сделали вывод, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово, мы должны точно знать его значение, и в этом нам лучшие помощники – словари. |