Для восьмиклассников Гимназии №2 сотрудники модельной библиотеки для детей и юношества провели урок книжной истории «Как детские книги спасли целое поколение ленинградцев».
В этом году отмечалось 75 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Это самая трагичная страница истории Второй мировой войны. Когда блокадное кольцо замкнулось, там осталось более 2 миллионов человек. С 4-го сентября начались артобстрелы города, которые продолжались до конца блокады. В ноябре 1941 года были отмечены первые случаи потери жителями сознания от голода на улицах, в магазинах и на рабочих местах, а затем — случаи смерти от истощения. В этом месяце в Ленинграде начался настоящий голод.
После наступления зимы в городе практически закончились запасы топлива. Прекратилось централизованное отопление домов, были отключены водопровод и канализация. Из-за недостатка электроэнергии и разрушений контактных сетей прекратилось движение трамваев и троллейбусов.
Зима 1941—1942 годов выдалась значительно холоднее, чем в прошлые годы. Квартиры ленинградцы отапливали мини-печками. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги.
Но так было не всегда. Да, был голод, холод, была война, и для смерти не было границ. И все же книги были последним прибежищем хоть какого-то домашнего уюта, удивительными островами посреди бескрайнего горя.
У книг тоже бывает история. Вот об этой блокадной книжной истории и рассказали библиотекари ребятам, чтобы они знали, как книги помогали взрослым сохранить человеческий облик, а детям – оставаться детьми.
На уроке были зачитаны отрывки из дневников, которые вели блокадные дети. Они писали не только о потере близких, о том, как невыносимо тяжело переживать голод и холод, но и о том, какие книги они читали. Кто-то перечитывал «Мифы Древней Греции», кто-то - Алексея Толстого, Антона Чехова, «Дон-Кихота» Сервантеса…
Из воспоминаний Юрия Маретина, которому во время блокады было 11 лет: «Когда мы все поняли, что война началась всерьез, когда книги день за днем заменяли мне приятелей, игрушки, беготню, школу, отец сказал мне: «Ну, сынок, времени у тебя много. Вот, смотри, что у нас есть. Прочтешь, весь мир узнаешь. Читай с Богом».
Ведущие рассказали ребятам, что в Ленинграде во время блокады было несколько книг, за которые предлагали самое драгоценное – кусочек хлеба. Две из них - это «Ленинградская поэма» Ольги Берггольц и «Пулковский меридиан» Веры Инбер. Эти две поэтессы стали символом блокадного Ленинграда.
Если бы вдруг в 1941 году советское правительство сэкономило бы на книжках для детей, то за это и сегодня никто бы не бросил в него камень. Но книги и детские журналы продолжали выходить и в ту пору, когда враг стоял под Москвой. Они печатались даже в блокадном Ленинграде. И на 99% это была лучшая классика мировой и отечественной литературы.
Библиотекари познакомили ребят с поразительным списком книг (он составлен на основе фондов Российской государственной детской библиотеки), который включает в себя лишь малую часть того, что было издано в СССР в 1941-45 годах. Этих писателей и поэтов, конечно же, гимназисты хорошо знают. Пушкин, Лермонтов, Барто, Киплинг, Гайдар, Михалков, Гоголь, Конан Дойл, Андерсен и еще очень много авторов, которых в блокаду читали и взрослые, и дети.
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но она рождает не слабость, а силу. Силу восхищения подвигом ленинградцев, их мужеству и стойкости. Выстоять, не сломиться, выдержать все тяготы и лишения того времени, им помогали, в том числе, и книги, которые многие дети блокадного Ленинграда помнят до сих пор.
|