21 марта отмечается Международный день леса. На очередном природоведческом уроке из цикла «Весь шар земной» в Школе природолюбия «Календаренок» (3«В» класс Гимназия №2) ребята «отправились» в лес. Это было, конечно, виртуальное путешествие, но очень интересное и познавательное. Ведь изучать природу можно не только наблюдая за ней воочию, но и по фильмам, книгам, иллюстрациям и фотографиям.
О лесе написано огромное количество книг, в том числе и для детей. Такие писатели-натуралисты, как Виталий Бианки, Николай Сладков, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Иван Соколов-Микитов хорошо известны юным читателям. На этот раз библиотекарь Лилия Вячеславовна Свизева познакомила ребят с новыми именами – Алексея Смирнова, Юрия Крутогорова и Марины Дружининой. Они с интересом послушали краткий обзор книг этих авторов «Лес», «Рассказы о деревьях» и «Наш лес».
Лес… Как просто звучит это слово. Но стоит войти в лесную чащу, и возникают сотни вопросов. По ходу беседы у ребят тоже возникали вопросы: почему вместо стройного леса вдруг появляется корявый, сколько леса на Земле, все ли деревья уже изучены? Или почему лесов становится все меньше и меньше, несмотря на старания лесоводов? Ответы на уроке искали все вместе, рассуждая и размышляя о том, какой это сложный, интересный, еще до конца неизученный - лесной мир.
Библиотекарь рассказала ребятам о том, какой бывает лес, чем отличается тайга от лиственного или смешанного леса. Она привела очень интересные факты из жизни животных тайги. Ребята впервые услышали, например, о том, что, в отличие от тигров и львов, рысь рычать не может, а только мурлычет, почти как домашняя кошка. Все хорошо знают, что медведь ложится на зиму в спячку. Но не всем известно, что перед тем, как залечь в берлогу, он тщательно выстилает ее ветками елей, мхом и сухой травой.
Поговорили и о других лесных обитателях – зверях и птицах, после чего ребятам была предложена интеллектуально-экологическая игра «Тайны леса».
Поделившись на три команды, ребята приняли участие в таких конкурсах, как «Лесная разминка», «Угадай дерево по описанию», «Верю -не верю» и «Лесная столовая».
Заканчивая урок, ребята вместе с библиотекарем повторили «Лесной этикет», который должен соблюдать каждый, кто отправится в лес. Будет ли это просто прогулка или ребята вместе с родителями пойдут за грибами, за ягодами – всегда нужно помнить простые правила поведения в лесу: не жечь костры, не разорять птичьих гнезд, не рвать цветы, не пугать птиц и зверей, не бросать мусор. И тогда мы сохраним это богатство на долгие – долгие годы. |