Каждый день мы живём в окружении разных предметов. Сложно представить без них свою жизнь. Нам кажется, что они существовали всегда. Но это не так!
17 июля в городской библиотеке-филиале № 4 для ребят младшего школьного возраста прошёл час информации «Истории простых вещей».
Пока школьники на каникулах, они не пользуются дневниками, портфелями и тетрадками. С 1 сентября, когда начнётся новый учебный год, без этих вещей учащимся не обойтись. Библиотекарь Юлия Базылева решила познакомить участников мероприятия с историей возникновения школьных принадлежностей. Например, слово «портфель» французского происхождения. Porter значит «носить», а feulle – «лист». Первые портфели для школьников шились из винила. Для многих детей XX века этот аксессуар являлся показателем самостоятельности и взрослости. В 60-е годы прошлого века портфели делали из коленкора – гладкокрашеной хлопчатобумажной материи полотняного переплетения. В 70-е годы школьники пользовались ранцами. Портфели и ранцы изготавливались из дерматина и других материалов, заменяющих кожу. Но в это время они стали более разноцветными и яркими. В 80-е годы в продаже стали появляться портфели необычной формы, а старшеклассники обзавелись дипломатами. В конце 80-90-х в моду вошли школьные сумки. Современные школьники предпочитают носить тетради и учебники в удобных и модных рюкзаках.
Не менее интересной представляется история дневника. Несмотря на то, что дневники появились в Петровскую эпоху, активно использовать их стали лишь в 30-е годы XX века. Первые советские дневники имели размер 17×21 см, обложку белого или серого цвета, страницы из плотной и шершавой бумаги, на которых хорошо было писать чернильной ручкой, и стоили они 13-14 копеек (в зависимости от сорта бумаги). Дни недели в этих дневниках обозначались цифрами.
Самая первая книга, по которой дети учатся читать, - азбука или букварь. Юлия Викторовна рассказала, что первый букварь появился в XVI веке, а в 1534 году книгопечатником Иваном Фёдоровым в России была напечатана первая азбука. Позже были азбуки Бурцева, Л. Н. Толстого и «Родное слово» К. Д. Ушинского. Современные азбуки и буквари лишь немногим отличаются от первых.
Оказывается, история школьных принадлежностей очень интересна! Не всегда были ручки и карандаши, вместо них писали гусиными перьями и чернилами, но возникновение помарок и клякс при письме способствует появлению новых более удобных шариковых ручек и простых карандашей и ластиков.
Человек всегда стремился жить лучше. Для этого он изобрел много полезных предметов, чаще всего совершенствуя то, что уже на тот момент было. И это не потому, что так проще, а для того, чтобы сохранить историю, которая выражается не только в людях и событиях, но и в вещах. |