История народной игрушки начинается в глубокой древности. В начале XIX века в России начали изготавливать дымковские игрушки, во второй половине появились фарфоровые куколки, а в 60-е годы XX века жители села Крутец, вслед за соседями из Полховского Майдана, занялись изготовлением и художественной росписью токарной игрушки.
17 февраля в Сусловской сельской модельной библиотеке в рамках программы «Пушкинская карта» прошел фольклорный урок «Секреты крутцовской игрушки». Школьники отправились в путешествие на родину крутцовского промысла, познакомились с его старейшиной – Егором Петровичем Мешалкиным и местными мастерицами.
Из рассказа ведущих урока участники узнали, что художники Крутца не любят повторяться: каждая матрёшка смотрит по-своему, каждый поставок, каждую копилку можно отличить одну от другой. Матрешки строгие и веселые, с руками и без рук, глазастые, с пушистыми густыми ресницами и глазами в виде запятой, с губками бантиком и в виде галочки, с одной косой, двумя, без кос, но с кудрями, с прямым пробором и на косой рядок.
Каждый мастер-токарь даже точит формы по-своему: у одного матрёшка приземиста, у другого - со слегка приплюснутой головой. Самобытность и смелость проявляются и в материалах для раскрашивания, в манере письма. Художники смело сочетают, казалось бы, «несочетаемое»: масляные краски и анилиновые красители.
Особенно интересно и красиво получается роспись способом «маслом по маслу». Поверхность игрушки покрывают слоем белил с добавлением цветного красителя. После высыхания расписывают узорами, которые получаются яркими, не хуже анилиновых, фон же при этом получается нежным, с мягким оттенком.
Мастера не ограничиваются традиционными идеями для игрушек. Сегодня в крутцовской росписи можно встретить героев детских журналов и книжек: Мурзилка, Чебурашка, Кот в сапогах и других
В завершении фольклорного урока участники смогли попробовать себя в роли художников и нарисовали свой сюжет для крутцовской игрушки. |