Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. В России эта дата получила признание после принятия Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Его тематику, по сложившейся традиции, определяет Международная Федерация потребительских организаций, и в 2019 году он проходит под девизом: «Цифровой мир: надёжные смарт-устройства».
13 марта в читальном зале Городской библиотеки им. В.А Чивилихина состоялся час вопросов и ответов «Права потребителя. Это надо знать» для членов местных организаций Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и пенсионеров из Отделения дневного пребывания Комплексного центра социального обслуживания населения.
Заведующая Центром правовой информации Марина Александровна Куприянова с помощью медиапрезентации рассказала присутствующим об истории Дня потребителя, о том, когда был принят Закон «О защите прав потребителя» и что гласят его основные статьи, и напомнила об основных правах покупателей.
Все чаще мы покупаем дорогую технику, одежду, продовольственные товары через интернет-ресурсы. Это удобно и быстро. Как показывает практика, сегодня люди вне зависимости от возраста все чаще используют интернет-ресурсы в повседневной жизни. Этому способствуют и курсы компьютерной грамотности для людей старшего поколения, и желание овладеть новыми технологиями и т.д. Все больше потребителей не только ищут в интернете информацию, медиа-ресурсы и новых друзей, но и совершают покупки в интернет-магазинах и оплачивают через интернет различные услуги, не зная, как обезопасить себя и свои деньги.
Далее слово было представлено ведущему специалисту территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах Светлане Леонидовне Абдулаевой. Она рассказала об особенностях розничных интернет-продаж, которые регулируются постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» и ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей». Светлана Леонидовна рассказала об основных ошибках, которые совершают покупатели, осуществляя покупки через Интернет, и познакомила с основными правилами дистанционной торговли, с порядком обмена и возврата товара, купленного в интернет-магазине. В завершении своего выступления Светлана Леонидовна порекомендовала участникам мероприятия обращать внимание на некоторые признаки потенциально опасных интернет-магазинов: низкая цена, требование предоплаты, особенно с использованием анонимных платежных систем, электронных денег или при помощи банковского перевода на карту, выданную на имя частного лица, отсутствие возможности курьерской доставки и самовывоза товара, а также отсутствие контактной информации и сведений о продавце.
Юрист консультационного пункта филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах Марина Олеговна Каверзина вручила участникам встречи буклет «Приобретая товары в интернет-магазине», который содержит информацию о том, как правильно приобретать товары посредством сети Интернет, а также, как восстановить нарушенные права потребителей в случае приобретения товаров и оказания услуг ненадлежащего качества.
Помощник прокурора города Мариинска Антон Павлович Шевцов в своем выступлении более подробно разъяснил основные положения Федерального закона «О защите прав потребителей», рассказал о роли прокуратуры, суда и Роспотребнадзора в защите прав потребителей.
Также Антон Павлович рассказал о том, что в настоящее время большое распространение получили различные объединения граждан (общества, союзы, ассоциации) по защите прав потребителей, которые в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» могут участвовать в разработке обязательных требований к товарам, работам, услугам, проводить независимую экспертизу качества, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и т.д.
В ходе мероприятия присутствующие задавали вопросы о защите прав потребителей в сфере розничной торговли, возврата некачественного товара и возмещении убытков от некачественных услуг и др. Сотрудник прокуратуры и специалисты Роспотребнадзора давали ответы и комментировали конкретные ситуации.
К этому дню на абонементе библиотеки была оформлена книжная выставка «Правовой гид потребителя», на которой были представлены информационные материалы по вопросам защиты прав потребителей.
|